Рада приветствовать Вас на логопедическом сайте

"Болтушка"

Звук «К»(первый год обучения): конспект занятия по формированию фонетической стороны речи

 

Разработано Лихачёвой Л.А. учителем-логопедом МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» г.Губкин Белгородская область по программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального д/сада» под ред. Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной

Цель

  1. Учить детей четко и правильно произносить звук К.
  2. Учить выделять звук К среди других согласных звуков, слогов и слов.
  3. Учить детей выделять звук К из начала и конца слова.
  4. Звуковой анализ.
    • Составление схемы обратного и прямого слога (ОК – КО).
    • Игра «Живые звуки».
  5. Упражнять в составлении предложений по предметным картинкам с предлогом У.
  6. Развивать фонематическое восприятие, память, внимание, логическое мышление.
  7. Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность.

Оборудование

Предметные картинки; игрушки: курочка, петушок, корова, совок, танк, кот, конь, утёнок, молоток, большая корзинка, шапочки цыплят; звуковые линейки, фишки для выполнения звукового анализа, куклы – символы, трафареты, карандаши, звуковые домики.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: - Ребята, сегодня я к вам шла, шла и вдруг увидела под деревом вот эту корзинку. Посмотрите на неё. Там кто-то есть. Отгадайте, кто сидит в корзинке?
Загадываю загадку: Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает.
- Кто это? (Курочка).
Правильно, ребята, это курочка. (Показываю детям игрушку курочку.)
На улице холодно и курочка совсем замёрзла. Я пригласила её к нам в детский сад погреться и посмотреть на наших детей.
Как подаёт голос курочка? («Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!»)
Правильно, ребята.

Сообщение темы занятия

А теперь послушайте внимательно, какой звук я буду выделять в словах: курочка, ко – ко – ко. (Звук К.) Молодцы, ребята. Сегодня мы будем учить звук К. Звук К произносится быстро, коротко. Сжатый язык спинкой стучит по потолочку: к –к – к...
Спинкой языка попробуй стукнуть сильно, быстро в нёбо.
Ну а кончик языка глубже, ниже опускай!
Давайте произнесём все вместе звук К и определим, какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)
Почему? (Потому что его нельзя петь.)
Произнесите звук К и попробуйте пальцами горлышко: звенит горлышко или не звенит? (Дети произносят звук и определяют его глухость.)
Логопед: - Звук К – согласный (его нельзя петь), глухой (горлышко не звенит, молчит), твёрдый. Обозначаем его синим квадратиком (показываю).
Попробуй произнести звук К, Вика. (Поочерёдно опрашиваю всех детей).
А теперь произнесём звук К все вместе быстро, коротко, с ветерком: к – к – к...
Запоминаем: Звук К – согласный, глухой, твёрдый.

Логопед: - Курочка, посиди с нами, погрейся, ведь ты совсем замёрзла на улице. Посмотри и послушай, как наши детки будут играть со звуком К. (Сажаю игрушку на стол перед детьми.)
Поиграем в игру «Поймай звук К». Приготовили свои ладошки.

  • Я буду называть разные звуки, а вы, дети, слушайте внимательно и хлопайте в ладошки, когда услышите звук К: Г, К, М, Х, Н, К, П, Т, К, Б, Х, Г, К...
    (Дети выполняют задание.)
  • А теперь «поймайте» слог со звуком К:
    АМ, АК, ОХ, ОК, УТ, УП, УК, ИХ, ИК, ЭХ, ЭП, ЭК...
  • А сейчас сожмите ладошки в кулачок, когда услышите слово, в котором звучит звук К: дом – кот – банан – венок – петух – конь – банка – конфета – хобот –...
    (Дети выполняют задание.)

Логопед: - Ребята, курочке очень понравилось, как вы играли со звуком К.
Милая курочка, а наши детки очень любят играть со звуковой линейкой, которая помогает сосчитать звуки в слоге. Посмотри, как мы играем. Ребята, возьмите звуковые линейки и откройте коробочки с квадратиками.
Мы знаем много гласных звуков. Пусть гласный звук О подружится с согласным звуком К. Получится слог ОК.
Сколько звуков я сказала? (Два звука.)
Назовите эти звуки. (О, К.)
Покажите на своих линейках эти два звука. Открываем два окошка.
Логопед: - Какой звук живёт в первом окошке?
Дети: - Звук О (показали пальчиком на первое окошко).
Логопед показывает на доске.
Логопед: - Каким по цвету квадратиком обозначим звук О?
Дети: - Звук О обозначим красным квадратиком, потому что звук О – гласный звук. Его можно петь. (Все положили красный квадрат под первым окошком звуковой линейки.)
Логопед: - Какой звук живёт во втором окошке? Назовите его и покажите окошко пальчиком. (Звук К.)
Какого цвета квадратиком обозначим звук К? Почему?
Дети: - Звук К обозначим квадратиком синего цвета, потому что звук К – согласный, глухой, твёрдый. (Положили синий квадрат под вторым окошком звуковой линейки.)
Логопед: - А теперь назовём эти два звука вместе: ОК – ОК – ОК.
Дети называют звуки и плавно водят пальчиком от первого окошка ко второму. (См. рис №1)

Игра «Живые звуки»

Логопед: - Ребята, поиграем в игру «Живые звуки». Составим слог ОК.
Гласным звуком О будет Вика, а согласным звуком К будет Алёша.
(Дети выходят, берут символы звуков (куклы в красной и синей рубашках).
Логопед: - Вика, ты какой звук? (Звук О.) Алёша, ты какой звук? (Звук К.)
Соединим эти два звука вместе (дети-звуки берутся за руки) и назовём их.
Вика и Алёша: - ОК – ОК – ОК... Логопед: - А теперь все вместе назовём эти звуки. (Дети повторяют.)

Логопед берёт в руки курочку.
Курочка кричит: «Куд-куда! Куд-куда!» (Курочка бегает по столу, волнуется, квохчет.)
Логопед: - Что с тобой, курочка? Почему ты так раскудахталась?
Курочка: - Ой, беда, беда! Совсем я забыла свою песенку! Никак не могу её вспомнить! Как же я теперь буду созывать своих цыпляток? Ой, горе мне, горе!
Логопед: - Не волнуйся, курочка, успокойся! Хоть мы и не волшебники, но обязательно постараемся помочь тебе найти свою песенку. Ребята, давайте попробуем помочь нашей курочке найти свою песенку для цыплят.
Поможем курочке? (Положительные ответы детей.)
Что нужно для этого сделать со звуками? (Поменять звуки местами.)
Дети – символы звуков меняются местами (КО), все остальные дети выполняют задание на местах, а логопед на доске.
Логопед: - Какой звук стал теперь первым? (Звук К.)
Какой звук стал теперь вторым? (Звук О.)
Назовём эти звуки: К, О. Соединим эти звуки (дети-символы звуков берутся за руки) и назовём их вместе.
Дети: - КО (произносят медленно, плавно соединяем звуки).
Логопед: - Составим еще такой же слог КО из «живых звуков».
(Приглашаю Лену и Сашу, даю им символы гласного и согласного звуков К, О. Дети показывают символы и повторяют свои звуки поочерёдно.)
Логопед: - А теперь соединим оба звука и назовём слог. (КО)
Получается «КО – КО» (Дети повторяют.)
«КО – КО» - похоже на твою песенку, курочка? (Курочка соглашается.) Вот и нашли наши детки твою песенку, милая курочка. Можешь теперь её пропеть. (Курочка поёт: «Ко – ко – ко, ко – ко – ко».)
Логопед:- Ребята, чтобы курочка никогда больше не забывала свою песенку, давайте каждый из вас составит её песенку.
Дети на звуковой линейке открывают еще два окошка и составляют схему из квадратиков. (См. рис. №2) Логопед выполняет схему на доске.

Физкультминутка

Курочка: - Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! Как я рада! Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, как созывать своих цыпляток. Побудьте и вы сейчас моими цыплятками. Я приглашаю вас поиграть! У меня для вас есть шапочки цыплят (надеваем).
Дети выполняют движения по тексту песни под музыкальное сопровождение.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко – ко – ко! Ко –ко – ко! Не ходите далеко.
Лапками гребите, зёрнышки ищите.
Дети садятся на свои места, курочку сажаем на столик, воспитатель собирает шапочки цыплят.

Дидактическая игра «Выберем себе подарки»

Логопед: - Ребята, теперь курочка у нас совсем согрелась. Ей у нас так тепло, хорошо и весело! Курочке очень понравилось играть с вами.
Ребята, а курочка принесла нам подарки. Они здесь, вот в этой корзинке. Посмотрите! Это – игрушки! Я буду вам их показывать, а вы называть их.
(Беру из корзинки по одной игрушке и ставлю их в ряд на стол перед курочкой и детьми. Дети хором называют каждую игрушку (8 штук).

Игра «День и ночь»

Логопед: - Дети, будьте все внимательны! Посмотрите на игрушки и запомните, в каком порядке они стоят.

  • Игра «Что изменилось?»
    (Переставляю игрушки, а дети определяют и называют.)
  • Игра «Какой игрушки не стало?»
    (Убираю одну игрушку, дети определяют и называют её.)
    Например: «Не стало утёнка».
  • Игра «Получи свой подарок»
    Логопед: - Ребята, курочка хочет подарить вам эти игрушки. Нашим девочкам курочка дарит игрушки, в названии которых звук К звучит в начале слова. Нашим мальчикам курочка дарит игрушки, в названии которых звук К звучит в конце слова.
    Девочки называют свои игрушки: кот, курица, корова, конь.
    Логопед: - Эти игрушки мы положим на столе слева. Они для девочек.
    Мальчики называют свои игрушки: совок, молоток, танк, утёнок.
    Логопед: - Эти игрушки для наших мальчиков. Мы положим их на столе справа. После занятия вы будете с нами играть.

Логопед: - Ребята, корзина у курочки совсем опустела. Давайте все вместе её наполним: подарим курочке наши подарки – картинки, которые лежат на коврике. (Берём курочку, корзинку и идем к ковру.) Беру одну картинку, показываю её всем и говорю: «У меня василёк». Далее кладу свою картинку в корзинку для курочки. - Владик, а у тебя какая картинка? («У меня снеговик») Каждый ребёнок поочерёдно называет свою картинку и кладёт её в корзинку курочке. Логопед: - Молодцы, ребята! Курочка довольна вашими подарками!

Милая курочка, наши ребята и твоим цыпляткам сейчас приготовят подарки. (Дети садятся на свои места. Курочку с корзинкой ставлю на стол перед детьми.) Логопед: - Сейчас мы поиграем с пальчиками. Ваши пальчики превратятся в цыпляток. Курочка зовёт своих цыпляток: «Ко – ко – ко». А цыплята клюют зёрнышки. Вот так (показываю). Дети повторяют: «Ко – ко – ко...» и стучат поочерёдно каждым пальчиком одновременно двумя руками по столу. (1 мин.) Логопед: - Молодцы! Поиграли с цыплятами! А теперь мы приготовим цыплятам подарки. Возьмите карандаши и заштрихуйте картинку курочки прямыми линиями сверху вниз. Начинайте штриховать слева – с клюва курочки. Дети штрихуют картинку с изображением курочки. Каждый ребёнок кладёт свой рисунок в корзинку курочке. Подарки для цыплят готовы!

Итог

(Стук в дверь.)
- Ку – ка – ре – ку! (Входит петушок.)
Петушок: - Здравствуйте, ребята! Это я, Петушок – золотой гребешок! Не у вас ли в гостях моя курочка? Я её уже давно ищу. А дома курочку ждут цыплята. И чем это вы тут занимались?
Курочка: - Петушок, ребята тебе сейчас расскажут.
Какой мы сегодня учили звук?
Дети: «Мы учили звук К»)
- Какой звук К? (Дети: «Звук К – согласный, глухой, твёрдый.)
Петушок кивает головой. Он доволен: ко – ко – ко...
Петушок: - Дети, вспомните и назовите слова со звуком К. (Дети называют.)
Молодцы, ребята! Как много вы сегодня узнали о звуке К!
Но нам с курочкой пора домой к своим цыпляткам. Пошли, курочка.
(Петушок берёт курочку, корзинку и уходит.)
Логопед (хвалит детей):
- Ребята, наше занятие закончилось. А теперь возьмите игрушки, которые вам подарила курочка, и поиграйте с ними.

Школа "Успех в Internet PRO100"

Интенсивный тренинг - от новичка к профи

 

 

 


 

Хочу учиться!

Хочешь идти быстро - иди один,  

хочешь идти далеко – пойдем вместе!


Хочешь узнать подробней?

 

 

 

Оставляйте свои комментарии и пожелания. Присылайте свои вопросы. Буду очень рада помочь!!!

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов - uCoz