Рада приветствовать Вас на логопедическом сайте

"Болтушка"

Исправление недостатков произношения звуков с, сь, з, зь, ц

При правильном произнесении звука "с" губы слегка оттянуты назад, как при улыбке, зубы сближены и оставляют щель примерно в 1 мм.

Кончик языка приближен к нижнем резцам и слегка касается передних зубов (нижних резцов). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка образуется желобок, по которому должна проходить сильная воздушная струя.

Звук "з" образуется, как звук "с", но в отличие от него произносится с участием голоса.

При произнесении звуков "сь", "зь" средняя часть спинки языка несколько приподнята.

При произнесении звуков "с"("сь"), "з"("зь") на тыльной стороне руки, поднесенной ко рту, ощущается выход холодной воздушной струи.

Звук "ц" образуется при быстром слитном произнесении звуков "т" и "с"("тс"). Положение губ и зубов такое же, как при произнесении звука "с". При правильном произнесении звука "ц" кончик языка упирается  в нижние резцы, как при "с". Одновременно выгнутая спинка языка касается верхних альвеол (ячейки, куда входят корни зубов). После прикосновения к верхним альвеолам спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука "с";  через образовавшуюся посередине языка щель проходит воздушная струя. Голос в образовании звука "ц" не участвует.

Неправильное произношение звуков "с", "сь", "з", "зь", "ц" чаще всего выражается в их искажении. Язык при этом может принимать самое разнообразное положение. В одних случаях кончик просовывается между зубами, в других- упирается в края верхних нижних резцов, создавая тем самым преграду для свободного выхода воздуха. Иногда язык может лежать ребром, а воздушная струя проходить не по средней линии языка, а по бокам, отчего слышится неприятный на слух "хлюпающий" звук.

Ребенок может заменять звуки "с", "з" нечеткими звуками "ш", "ж" ("штол" вместо стол,  "жамок" вместо замок) или произносить их несколько смягченно ("сёк" вместо сок, "зяйка" вместо зайка). Звук "ц" чаще всего заменяется  звуком "с" ("сыпленок" вместо цыпленок) и реже звуком "ч" ("чапля" вместо цапля).

При отсутствии "с", "з", "ц" или замене этих звуков другими прежде всего попытайтесь вызвать их по подражанию. Предложите ребенку "накачать велосипедную шину насосом" (ссс), показать голосом, как летит комар (ззз), успокоить куклу (ццц) и т.п. В случае неудачи покажите ему ( перед зеркалом), какое положение принимают губы (растянуты в улыбке), язык( широкий с желобком посередине), и попросите протяжно произнести звук "с" или "з".

Если не удастся вызвать звук по подрожанию, следует провести подготовительные упражнения , направленные на выработку нужного положения органов артикуляционного аппарата. Так, чтобы выработать умение образовывать желобок посередине языка, предложите ребенку проделать следующие упражнения: улыбнуться, чтобы были видны все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое  время ; высовывать при растянутых губах распластанный язык язык наружу и дуть на его кончик. Эффективен и такой прием: ребенку предлагают высунуть широкий кончик языка наружу, я затем положив чайную ложку ребром на середину языка и сделав в нем небольшое углубление, просят выдувать воздух по этому желобку. Иногда малыш не может выполнить это задание, потому что у него недостаточно развиты мышцы языка. Укреплению мышц языка способствует дутье на ватку, на тонкие полоски бумажек. После того  как ребенокнаучится легко удерживать язык в нужном положении, попросите его произнести звук "с" ( язык убирается за нижние зубы, положение губ не меняется).

С ребенком, который произносит свистящие звуки при высунутом языке ( звукизвуки при котором искажаются), нужно проводить следующее упражнение: протяжно произносить звук "с" при растянутых губах и плотно сжатых зубах (язык поневоле будет упираться в нижние зубы).

Постановка звука "ц" осуществляется после освоения звука "с". Ребенок сначала медленно, а потом быстро, на одном выдохе, произносит слитно звуки "т" и "с" до тех пор, пока не будет получаться "ц".

Далее вызванные звуки закрепляются в слогах, словах, фразах.

Школа "Успех в Internet PRO100"

Интенсивный тренинг - от новичка к профи

 

 

 


 

Хочу учиться!

Хочешь идти быстро - иди один,  

хочешь идти далеко – пойдем вместе!


Хочешь узнать подробней?

 

 

 

Оставляйте свои комментарии и пожелания. Присылайте свои вопросы. Буду очень рада помочь!!!

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов - uCoz