Рада приветствовать Вас на логопедическом сайте

"Болтушка"

Исправление недостатков произношения звуков ш, ж, ч, щ

 

При правильном произношении звуков "ш", "ж" рот полуоткрыт, губы слегка округлены и вытянуты вперед трубочкой, между зубами - небольшая щель. Широкий кончик языка подтянут кверху, но не касается твердого неба. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Между коренным и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой проходит сильная воздущная струя.

На тыльной стороне руки при поднесении ее ко рту можно ощутить выход теплой струи воздуха.

Звук "ш" в отличие от звука "ж" произносится без участия голоса.

Звуки "ч" и "щ" - сложные звыки. Звук "ч" произносится как тьшь, звук "щ" - как шьшь.

При произнесении звука "ч" губы и зубы принимают такое же положение, как при "ш", средняя часть спинки языка поднимается  к твердому небу, касается его, а затем, быстро опускаясь вниз, образуется щель. Язык напряжен, воздушная струя выходит толчко-образно.

Положение  органов речи при произнесении звука "щ" мало чем отличается от положения органов речи при произнесении звука "ш": губу выдвинуты вперед, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним альвеолам и образует в этом месте щель. Воздушная струя проходит посередине языка. Корень и спинка языка приподняты (в отличие от звука "ш"). Спинка языка немного приближена к передним зубам. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Весь язык напряжен.

Звуки "ч", "щ" произносятся без участия голоса.

Неправильное произношение шипящих звуков у детей дошкольного возраста наблюдается довольно часто. Чаще всего дефект выражается в замене этих звуков свистящими (ш - звуком с, ж  - з, ч - ц, щ - сь) и реже - звуками ть, ф, в. Например, слова шапка, ежик, жаба, очки, клещи ребенок может произносить как "сапка", "езык", "заба" ("ваба"),  "оцки" ("отьки"), " клесси". Шипящие звуки произносятся  с высунутым между зубами кончиком языка. Иногда язык принимает неправильное положение. В этом случае произносимые звуки воспринимаются на слух как смягченные, приглушенные, недостаточно четкие.

Если шипящие звуки отсутствуют или заменяются другими, попытайтест вызвать их у ребенка по подражанию. Сначала покажите ему перед зеркалом, какое положение должны принимать язык, губы, зыбы. Затем используйте звукоподражания, например, попросите малыша воспроизвести шелест листьев на деревьях или шипение змеи (шшш), жужжание жука (жжж), пыхтение паровоза (ччч), "пение" пилы (щщщ). Если звук будет вызван, переходите к его закреплению, а затем и дифференциации с другими звука.

Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков направлены на развитие движений органов артикуляционного аппарата ( в основном на выработку умения придавать нужное положение языку) и фонематического восприятия.

Для выработки движений органов артикуляционного аппрата проведите следующие упражнения:

  • при сомкнутых зубах, слегка округлив губы, вытянуть их вперед, стараясь удержать их в таком положении как можно дольше;
  • высунуть широкий кончик языка и поднять его кверху ( если ребенок не может сделать язык лопаточкой, предложите ему высунув язык, произнести звукосочетание пя- пя- пя);
  • высунуть язык, поднять широкий кончик его кверху ( язык принимает форму чашечки) и облизывать верхнюю губу ( при этом язык двигается сверху вниз);
  • поднять широкий кончик языка кверху ( не касаясь им твердого неба), придать языка форму чашечки;
  • при слегка округленных и вытянутых губах ( язык при этом принимает форму чашечки), равномерно выдувая воздух, произносить звук ш.

одновременно с отработкой движений органов артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различии на слух шипящих и свистящих звуков. Например, взрослые произносят слоговой ряд (ша, ва, са, жа, ша, ча, са, ша, ща, са, за, ша, за, ша, на, са), а ребенок поднимает руку, услышав в слог с заданным звуком. Далее аналогичное упражнение можно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа "Успех в Internet PRO100"

Интенсивный тренинг - от новичка к профи

 

 

 


 

Хочу учиться!

Хочешь идти быстро - иди один,  

хочешь идти далеко – пойдем вместе!


Хочешь узнать подробней?

 

 

 

Оставляйте свои комментарии и пожелания. Присылайте свои вопросы. Буду очень рада помочь!!!

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов - uCoz