Сказка "О веселом Язычке"
Зоопарк
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.
Бегемотики
Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был... бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком
положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Лягушки
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были... Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки -
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем - перестанем
И нисколько не устанем.
Слон
1. Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же... слон! Давай покажем, ка¬кой у слона хобот!
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (по¬ том до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.
2. Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка.
Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Слон
Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только
длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это... змея. Давай изобразим змею!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Лошадка
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает.
Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Я - весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
Расческа
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал
Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска.
А зовут меня... (расчёска).
Часики
Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот.
Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Шарики
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Описание упражнения: надуть одну щёку - сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
Я надул воздушный шарик
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда
Новый шар надую я.
«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошёл домой.
Поезд
(игра для развития силы голоса)
Перед тобой три поезда, которые едут и гудят.
1. Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так: ТУ-ТУ-ТУ! (Взрослый гудит оченьгромко.)Покажи, какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту! (Взрослый гудит голосом средней силы.)
А какой поезд гудит так: ту-ту-ту? (Очень тихо.)
2. Теперь ты погуди, как поезд, который едет рядом с нами;как поезд, который удаляется от нас;как поезд, который находится очень далеко от нас.
Три медведя
(игра для развития высоты голоса)
1. Вспомни, из какой сказки эти медведи. Как зовут медведя-папу, медведицу-мамуи медвежонка?
2. Угадай, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок? (Взрослый рычит голосомразной высоты. Самый низкий - папа, самый высокий - Мишутка, средний - мама.)
3. Изобрази, как рычат медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-медведь.
4. Угадай, кто это говорит:
- КТО СИДЕЛ НА МОЁМ СТУЛЕ? (низким голосом);
- Кто сидел на моём стуле? (средним голосом);
- Кто сидел на моём стуле? (ВЫСОКИМ ГОЛОСОМ).
5. Покажи разными голосами (изобрази), как говорят Мишутка, медведь-папа, медведица-мама.
Сказка
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯЗЫЧКА
ЛЯГУШКА И СЛОНИК
Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник.
Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка - слоник» под счёт «раз-два». Повторить 5-6 раз.
КИСКА СЕРДИТСЯ
1. У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку.
Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.
Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.
2. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.
Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.
Выгляни в окошечко -
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула
Зашипела, прыгнула...
Рассердилась киска -
Не подходите близко!
ПАРУС
Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
МАЛЯР
Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.
ГРИБ
Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился
Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу
«приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.
Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
ДЯТЕЛ
1. Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх - а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.
2. Потом дятел стал стучать по-другому: «Д-дд, Д-дд...» (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд.
3. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д...». Выполнять 10-15 секунд.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук
Раздаётся громкий звук.
КОМАРИК
Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.
ГАРМОШКА
Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые
звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок
и побежал на полянку.
Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай
и мы сыграем на гармошке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.
ЗАВЕДИ МОТОР
1. Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести
мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор
заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх,
с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын...» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.
2. А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН - дын, дын; ДЫН - дын, дын...» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.
Помог Язычок зайчику мотор завести, и поехали они к зайчику на огород поливать капусту.
Школа "Успех в Internet PRO100"
Интенсивный тренинг - от новичка к профи
Хочешь идти быстро - иди один,