Главная → Проблемы → Классификации нарушений речи
Классификации нарушений речи
В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р.Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств.
Клинико-педагогическая классификация
Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи
1. расстройства фонационного оформления высказывания:
* Дисфания ( афония)-- растройство или отсутствие фонации вследствии патологических изменений голосового аппарата.
* Брадилалия-- патологически замедленный темп речи.
* Тахилалия-- патологически ускоренный темп речи.
* Заикание-- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
* Дислалия -- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
* Ринолалия-- нарушения тембра голоса и звукрпроизношения, обусловленные анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата.
* Дизартрия-- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
* Алалия-- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
* Афазия-- полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речи
* Дислексия-- частичное специфическое нарушение процесса чтения.
* Алексия-- неспособность овладения процессом чтения.
* Дисграфия-- частичное специфическое нарушение процесса письма.
* Аграфия-- потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей.
Психолого-педагогическая классификация
( по Р. Е. Левиной)
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.
Нарушения средств общения
1. Фонетико- фонематическое недоразвитие речи (ФФН)-- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи (ОНР)-- различные сложные речевые растройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Нарушения в применении средств общения
1. Заикание-- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Школа "Успех в Internet PRO100"
Интенсивный тренинг - от новичка к профи
Хочешь идти быстро - иди один,